Spro Opera. Настоящий металл.
К сожалению, если говорить о безинерционных катушках – новинок, не принадлежащих к двум всемирно известным лидерам, назовем их «Ы» и «В», с каждым годом все меньше и меньше, но всеже они есть, и бывают весьма интересны. Такие катушки встречаются и у Abu Garсia, и у Mitchell и у Quantum. Их мало, они не так просто пробивают себе путь под солнцем, но они есть.
Сегодня мы поговорим о торговой марки, которая достаточно выделяется среди своих «одноклассников», хотя бы тем, что в отличии от других не топовых производителей катушек, у нее есть достаточно большой круг почитателей, особенно среди «джигитов». Эта компания называется Spro, а новинка, о которой пойдет разговор – совершенно новая серия Opera.
Добавьте сюда широкую дилерскую сеть. И популяризацию лодочного джига — и сразу становится понятно, почему на каждом втором джиговом пруте, будь то береговой «дальнобой», или лодочный коротыш, проданном в Украине, красовалась ( да и красуется) не кто-нибудь, а легкоузнаваемая «тушка» красного цвета.
Дело «Арков» живо и по ныне, и в этой статье мы тезисно рассмотрим две реинкарнации этого популярного семейства — среднебюджетный Grand Arc и топовый Gold Arc, но героиня сегодняшней статьи, Opera, интересна тем, что не принадлежит к «Аркам» , и представляет собой совершенно обособленную линейку.
Итак.
Для тестирования мы выбрали катушку самого маленького, в призме этой катушки, размера, с индексом 1220. То, что этот типоразмер самый маленький – недолжно смущать, на самом деле это весьма серьезная катушка, другое дело что остальные «Оперы» — еще больше и серьезней. Вес катушки с установленной основной шпулей, намотанным шнуром и установленной рукояткой составляет 298,6 грамма.
Сразу обращает на себя коробка – все надписи, относящиеся к техническому описанию, дублируются на основных европейских языках, включая русский. Украинский язык в этот список не вошел, но и наличие русского в описании, в том числе и в паспорте – большой плюс.
Надписи на коробке сообщают нам о 11 подшипниках, о вместимости шпули, о наличии моментального антиреверса и «червячной» передаче. В целом – коробка достаточно информативная
Сама катушка, стоит взять ее в руки, вызывает интерес и уважение — она мощная и тяжеленькая.
Корпус катушки, нога и ротор – выполнены не из модного нынче углекомпозита, а из надежного и проверенного годами алюминиевого сплава.
Ручка.
Металлическая ручка – вкручивается в корпус катушки посредством достаточно мощного винта. Такая конструкция подкупает своей надежностью и практически полностью гарантированным отсутствием люфтов в этом узле.
Установка ручки, как собственно у большинства современных безинерционок, возможна как с левой, так и с правой стороны. Длина плеча рукоятки составляет 65 мм, весьма достойный показатель.
Кулачок «кноба» выполнен из материала типа EVA средней жесткости. Кноб не съемный, и не обслуживаемый. Конечно, в этом можно найти и минусы, но полное отсутствие люфтов с лихвой все недостатки перекрывает.
Форма кноба – грушеобразная, чем-то напоминает шимановские. Такая форма хоть нравится не всем, но в отличии от «Т»-образных кнобов не имеет привычки цепляться за все подряд, и при этом – не выскальзывает из мокрых рук благодаря шершавой структуре материала. Так же следует напомнить о том, что кулачок из подобного материала, наверное, следует признать лучшим выбором для рыбалки в холодное время года.
Отверстие же с противоположной установленной рукоятки стороны закрывается декоративной крышкой из пластика. Крышка несет на себе декоративный шлиц под плоскую отвертку, но на самом деле может быть выкручена и с помощью пальцев. Посадка крышки плотная, проблем с самооткручиванием в процессе эксплуатации выявлено не было.
Обращает на себя внимание и шпуля.
Она не только красивая ( так же как и катушка в целом, основная алюминиевая шпуля катушки Opera выполнена в классическом черно-красном сочетании цветов), но и весьма функциональна.
Шпуля глубокая – это скорее минус чем плюс в наших реалиях, хотя косвенно указывает на незаурядную мощность катушки и допустимость работы с толстыми, кондовыми шнурами.
Глубина лесопроема составляет 15,3 мм, а максимальная высота от края юбки – 18,07. Шпуля достаточно длинная, что косвенно может быть расценено как доказательство наличие «бесконечного винта». Как известно, только «бесконечник» может создать приемлемую намотку на длинной шпуле, которая, в свою очередь положительно влияет на дальность заброса. Короче и шпуля, и сам «бесконечник» в наш прогрессивный век «кулис» и коротких шпулек — весьма интересная «фишка»
Юбка шпули – перфорированная, скорее всего это сделано для снижения веса. Перфорация- «косая», придает шпуле и катушке достаточную порцию нарядности.
Вес основной шпули 49,5 грамм, это весьма существенный показатель. На фотографии шпуля с намотаным шнуром.
Номинальная вместимость шпули составляет 200 метров 0,2 мононити.
Сразу бросается в глаза клипса для фиксации лески при транспортировке или для ограничения («клипсования») лески для облегчения попадания в одну и ту же точку. Клипса – не пластмассовая, как на 100% катушек встречавшихся нам до этого, а алюминиевая!
Для чего это сделано — мне неведомо, но в целом метал надежней, чем пластмасса, и думается, любители ловли фидером оценят это новшество. Сама клипса – подпружинена изнутри, что облегчает завод под нее конца шнура при транспортировке, и скорее всего даст некую амортизацию при заброся тяжелой кармушки.
Шайбы фрикционного тормоза классические, без всяких излишеств, как говорится – «классика, проверенная временем». Пакет состоит из трех металлических дисков, и трех шайб из промасленного фетра.
Запасная шпуля – карбоновая. Подобные шпули не часто встречаются в последнее время, хотя существенно снижают вес катушки, да и при нормальном качестве исполнения отлично дружат как с монофильными так и плетеными лесками. Вес запасной шпули катушки Spro
Opera 1220 – 35 грамм, при том что набор тормозных дисков полностью совпадает с набором на металлической шпуле.
Очень грамотно выполнена гайка фрикциона.
С одной стороны она совсем небольшая, и за нее не при каких раскладах не будет захлестываться нитка, а с другой – она сверх удобна, даже при мокрых руках и замерших пальцах.
Подшпульный узел подкупает своей неземной простотой. Никаких скобочек, шарикоподшипников и прочей ненужной ерунды. Звездочка фрикциона, надетая на шток (он, кстати, выполнен из нержавейки) и две шайбы – металлическая и пластиковая – все. Элегантно и сердито.
Узел лесоукладователя.
Узел лесоукладователя напротив, выполнен с учетом всех модных нововведений, появившихся в катушкостроении за последние года.
Дужка лесоукладователя – большого диаметра, выполнена из алюминия. Она полая и жесткая, как у всех породистых катушках дорогого ценового сегмента.
Переход к ролику выполнен весьма грамотно, и, шнур будет попадать на ролик без каких либо усилий.
Сам ролик – увеличенного размера, что является очень большим и жирным плюсом.
Он желтого цвета, скорее всего, покрыт нитридом титана, хотя прямым образом об этом нигде не говорится.
Интерес вызывает система фиксации ролика. Винт сделан таким образом что открыть его можно с помощью практически любой тонкой пластиной металла. Шутки ради мы воспользовались не отверткой, которой может не оказаться под рукой в нужный момент, а выкрутили винт с помощью тройника приманки – все прошло удачно и легко.
Ролик установлен на один шарикоподшипник. По бокам ролика установлены две шайбы. Одна – явно фторопластовая, а вторая, хоть и выполнена из неустановленного полимера, имеет центровочный бортик, для облегчения фиксации относительно ролика.
Флажок обратного хода маленького размера, он расположен снизу катушки.
Ротор алюминиевый, вес ротора вместе с узлом лесоукладователя – 68,9 грамма.
Корпус и крышка, как и предполагалось- выполнены из сплава белого цвета.
Ну и самое главное – бесконечник. Он есть, и это радует. Выполнен он из светлого метала, так же как и главное колесо.
Колесо – среднего размера, с достаточно крупными зубьями.
Опирается колесо на два шарикоподшипника.
В целом конструкция катушки – простая и понятная, и это радует. Единственное, при не полной разборке мы не нашли 11 заявленных шаров. Один в ролике, пускай два — в «кнобе», два на главном колесе. Два – опорные подшипники штока, еще на два – опирается бесконечник. Итого – 8. Где еще три? Без схемы или полной разборки – не разобраться.
Укладка.
Для намотки мы выбрали весьма тонкую нитку, которой мы посвящали один из предыдущих обзоров – Berkley Nanofil 10lb.
На глаз намотали беккинг из старого шнура, и сверху, без примерки, положили 150 метров «нанофила». Немного прогадали, беккинга можно было бы и побольше, но в целом – нормально.
Назвать профиль укладки потрясающим – нельзя. Он ровный, но не идеальный. На лицо – небольшой провал спереди. Перематывать мы шнур не будем, просто сняв шпулю уберем пластиковую гайку, и сделаем перед началом рыбалки несколько дальних забросов кастмастера.
Практика
За десять береговых рыбалок катушка показала себя хорошо. Рабочий диапазон весов, который мы использовали попадал в диапазон 5-28 грамм, и за время которое катушка провела у нас никаких проблемных «боков» не вылезло.
Новые люфты не появились, никаких новых звуков также замечено не было. Очень понравилась четкое попадание шнура на ролик лесоукладователя, при этом, даже в темное время суток никаких проблем не было.
С таким весом приманок неудивительно, но все же – никаких петель катушка не скинула, даже при ловле весьма объемными поверхностными приманками.
Удобными оказались и новаторская клипса. Конечно, в спиннинговой рыбалке она не нужна, но шутки ради несколько десятков тяжелого отводного я кинул классическим «фидерным» забросом – леска легко заводится в клипсу, ее ничего не перетирает (было такое подозрение)
Также, наверняка, способность катушки работать с большими весами придется по душе и поклонникам фидера.
Но это все мелочи – главный плюс – это полностью металлический корпус и бесконечник, которые в комплексе с невысокой передаткой, вкручивающейся силовой рукояткой и мощным тормозом делают аппарат неубиваемым и надежным.